Новости

Архив новостей
23.12.2009

С Новым годом!

Подробнее…
21.12.2009

Пресс-релиз

Подробнее…
Главная | Новости  //  Статья "Похищение у Киевского вокзала" в журнале "...

Новости

08.04.2004
Статья "Похищение у Киевского вокзала" в журнале "Цоколь" № 1, 2004 г.

Светодиодные технологии всё больше привлекают дизайнеров по свету - можно даже сказать, что они покоряют дизайнерские сердца, - но высокая цена светодиодов зачастую останавливает прагматичных заказчиков. Однако в тех довольно-таки редких случаях, когда увлечённость или престиж подсказывают заказчику проекта "за ценой не постоять", удаётся создать действительно красивые и уникальные объекты, которые без светодиодов были бы попросту неосуществимы. Одним из таких светотехнических творений является система подсветки фонтана "Похищение Европы" на площади у Киевского вокзала.

 

Как известно, аллегорическую скульптуру "Похищение Европы" подарил Москве знаменитый скульптор Стребель. И площадь у вокзала делали уже "под скульптуру". Мало того, на площади Европы свободно поместятся и другие, пока ещё не подаренные подарки. Понятно, что в смете проекта столь высокого уровня нашлись необходимые средства на сотню тысяч светодиодов.

 

Разработка светотехнического и гидропластического решения, изготовление и монтаж оборудования были поручены компании "ЭДЛАЙН", которая вот уже восемь лет является генеральным оформителем города Москвы. Автор архитектурного проекта академик Юрий Павлович Платонов лично пригласил шеф-дизайнера компании Марию Черняк к сотрудничеству, как художника, известного ему по её прежним работам, среди которых подсветка фонтанов на Манежной площади, светодиодные часы в стиле хай-тек на фасаде башни торгово-пешеходного моста "Багратион" и любимое Юрием Лужковым абстрактное панно "Салют" напротив здания московской мэрии. (Это панно было установлено к 850-летию Москвы и давно уж не светит как надо - ведь всё стареет, даже светодиоды, - но Лужкову всё равно нравится.)

 

Именно так, основываясь на личном знакомстве художников, осуществляются все самые значительные в художественном плане проекты не только в России, где человеческие отношения всегда играли ведущую роль, но и по всему миру. А это значит, что имя дизайнера в области художественного решения "весит" столько же, сколько мировой бренд на рынке, скажем, источников света.

 

О фонтане и его освещении, о том, как проходила работа, рассказывают Мария Черняк и технический директор компании "ЭДЛАЙН" Владимир Макаревич.

 

Проект фонтана "Похищение Европы" уникален: в нем используется тысяча светодиодных светильников и, соответственно, сто тысяч светодиодов. Тогда как в "похищенной" старушке Европе грандиозным светотехническим проектом на сегодня считается фонтан с сотней светодиодных светильников.

Прежде всего, что дают светодиоды? Во-первых, простоту в обслуживании. Светодиодные светильники работают весь сезон без остановки; на зиму их снимают, и можно легко проверить и заменить сгоревшие светодиоды. Во-вторых, значительную экономию электроэнергии. Если бы проект был выполнен на галогенных светильниках, то потребляемая мощность составляла бы 100 киловатт с апреля по ноябрь. Один светодиодный светильник потребляет всего 12-15 ватт, следовательно, вся установка - 12-15 киловатт. В-третьих, небывалую чистоту и интенсивность цвета - но об этом несколько позже. Наконец, энергонадзор требует, чтобы в воде не использовалось напряжение выше 12 вольт. Можно себе представить диаметр кабеля для галогенок!

 

Светотехническое решение неотделимо от гидропластики струй. У зрителя должен сложиться образ "Похищения Европы", и это настоящий водный спектакль. Сначала возникает туман - пар из ноздрей быка. Из водяной пыли вырываются струи, их бег ускоряется, наконец вверх "выпрыгивают" волны, они нарастают, выплескиваются в соседние чаши, доходят до внешней, и всё это живет в движении. Как это реализовать - задача для специалистов по гидродинамике.

 

Следующий шаг - создание вечернего варианта. Свет должен усилить эмоциональное воздействие, дополнить движение. Была выбрана сине-зеленая, изумрудная - "морская" - гамма. Цвет переливается из чаши в чашу, всё время происходит изменение.

 

Задача технологам: расставить форсунки и светильники так, чтобы подчеркнуть светом движение струй,
нарисовать "световые картины", и все это в динамике. Ведь изменения формы и цвета должны происходить строго синхронно. Для того чтобы не ошибиться, все расчёты подтверждаются моделированием в 3D-Мах. Проект проходит полную визуализацию, выверяются углы, время, ожидаемые эффекты.

 

Сложность для дизайнера - но и богатая возможность - состоит в том, что в этом фонтане струя в динамике растёт и по мере роста изменяется угол её наклона относительно оптических осей светильников. Значит, светильники разного цвета должны стоять под разными углами. В итоге струя сама в нужный момент "ловит" нужный цвет! В нижнем створе это синий, в верхнем все цвета смешиваются. И в какой-то момент из взаимодействия струй, окрашенных зелёным и жёлтым, возникает дополнительный цвет - как и было задумано.

 

Но прежде чем что-то смоделировать, нужно, чтобы вся динамика струй и цвета сложилась в голове дизайнера, и это самая важная (и не формализуемая) часть работы над проектом. Только потом пишется программа-алгоритм работы насосов и светильников посекундно. Это чрезвычайно трудоемкий процесс, уж не говоря, что творческий, похожий на написание музыки на компьютере.

 

Кстати, ещё сложнее писать программу для светомузыкального фонтана. К динамике струй и света добавляется музыкальный рисунок. И такую работу компании "ЭДЛАЙН" и её шеф-дизайнеру приходилось выполнять. Имеется в виду реконструкция светомузыкального фонтана в парке Горького.


Этот фонтан был задуман к московской Олимпиаде 1980 года. Оборудование поставил Siemens в 1979 году. Тогда это был верх технической мысли. Всем водосветомузыкальным хозяйством управляли два оператора: один переключал струи, а другой, как на фортепиано, "музицировал" светом. И фонтан работал! Потом в стране наступил хаос, операторы сгинули, фонтан остановился.

 

За двадцать лет немецкое оборудование хоть и сохранилось, но пришло в негодность и морально устарело. Реконструированный "ЭДЛАЙНом" фонтан имеет 16 цифровых каналов управления струями и 110 - светом. Управляющую программу задаёт компьютер. "Как в принципе решить техническую задачу и заставить всё это работать, я себе представлял, - рассказывает Владимир Макаревич, - но расписать алгоритм управления "по нотам" под силу только высококлассному специалисту, причём вручную. Без человеческого фактора обойтись попросту возможно". На то, чтобы "расцветить" трёхминутную мелодию фонтана у Марии Черняк ушло восемь часов!

 

Итак, динамика струй смоделирована, светильники расставлены в нужных местах и под нужными углами, программа управления струями и светом написана и проверена на модели. Настал черед светодиодов. Сто тысяч светодиодов для фонтана "Похищение Европы" разработала и произвела фирма "Корвет-Лайтс" по техническому заданию компании "ЭДЛАЙН". Это не серийные светодиоды. Дело в том, что "Корвет-Лайтс" специализируется на производстве сигнальных светодиодов с узкой диаграммой направленности на чипах зарубежных производителей, но собственной, чрезвычайно оригинальной (и запатентованной) конструкции. А тут требовались светодиоды с широкой диаграммой направленности (до 130 градусов) и достаточно высокой яркостью. Пришлось поработать технологам "Корвета". Нужные светодиоды были изготовлены, причём их опытные образцы буквально поразили специалистов из тайваньской фирмы Opto - крупнейшего мирового производителя светодиодов - сочетанием осевой силы света и цены.

 

С изготовлением светильников никаких неожиданностей не было. Компания "ЭДЛАЙН" сама, на собственном производстве, льет бронзовые фонари, изготавливает форсунки и другие необходимые комплектующие. Так что подводное применение, не новое для компании, не вызвало затруднений. Да и цена оказалась приемлемой. Для сравнения: пластмассовые корпуса для подводных светильников европейской фирмы "Бега" стоят столько же, сколько наши бронзовые!

 

И вот наступило время монтажа. Тут нельзя ошибиться: слишком большие вложены средства! Но недаром компания "ЭДЛАЙН" столько лет экспериментировала с подсветкой воды: всё выглядит в точности так же, как на модели. Единственным сюрпризом (но приятным) оказалась необыкновенная насыщенность цвета - следствие использования светодиодов с их почти монохроматическим спектром в сочетании с водой - замечательным, как выяснилось, светопроводящим материалом. Струи как будто пылают!

 

В этот раз монтаж, как и разработку проекта, выполняли специалисты компании "ЭДЛАЙН". Технология сборки, придуманная специально для фонтана "Похищение Европы", вкратце такова. Параллельно с рядами форсунок должны быть расставлены три ряда светильников - по цветам: синий, зелёный и жёлтый. У каждой форсунки - по три светильника. Чтобы ускорить и сделать более качественным монтаж на месте, эти ряды светильников - гирлянды - собирались заранее, на базе. Затем гирлянды привозились и монтировались на фонтане под заданными углами. Со всей работой на объекте (монтажом тысячи светильников) управились шесть человек за две недели!

 

Воду качают 15 насосов. Как правило, один насос "гонит" одну волну, но есть группы центрально-симметричных струй, где один насос работает на две струи. Каждый насос имеет свой регулятор напора, который действует по сигналу от частотного регулятора. (На этих умных машинах построена вся система регулирования).

 

Программа формирования волны реализована на микропроцессорах и может работать без участия центрального процессора, установленного на центральной станции, где находится оператор. Величина напора (минимум и максимум), а также скорость нарастания задаются при помощи частотных регуляторов и могут настраиваться либо с центрального процессора, либо непосредственно в шкафах управления.

 

Система управления светом, в свою очередь, основывается на событиях, связанных с водой. Она имеет свой компьютер, работающий по сигналам все от тех же частотных регуляторов (контроллеров), которые, как мы знаем, управляют динамикой струй. Имеется пятнадцать - по числу насосов - временных диаграмм. На каждой можно оперативно задать динамику включения светильников определённого цвета.

 

Получается - красота.

 

Алексей Рябов

Журнал "Цоколь" №1, 2004

« Назад



www.Adline.org

127055, г. Москва, ул. Образцова, д. 7
тел./факс: +7 (495) 681 1698, 681 3606, 502 1736
adline@adline.ru